Информация по трудоустройству инвалидов
Вопрос трудоустройства инвалидов в нашей стране был и остаётся в настоящее время актуальным и регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Законом № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Трудовым кодексом Российской Федерации.
В ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности в реализации или осуществлении наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 услуга по содействию в трудоустройстве оказывается гражданину, относящегося к категории инвалидов на основании предоставления им индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Процесс трудоустройства инвалидов проходит в три этапа:
I этап. Формирование мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации инвалида с внесением их в ИПРА в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.
II этап. Постановка на учет в государственной службе занятости населения, содействие в трудоустройстве.
III этап. Профессиональная адаптация, реализуемая работодателем. (Схема №1)
В соответствии с положениями статьи 7.1-1.Закона № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе:
1) осуществление надзора и контроля за:
- приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона;
2) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получениядополнительного профессионального образования;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам, и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
- выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
6) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);
7) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
8) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.
В соответствии с положениями статьи 9 Закона:
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Первичное информирование инвалидов о возможностях их трудоустройства происходит при оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и является началом проведения мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов.
В соответствии с приказом Минтруда России № 310н от 11.10.2012 «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» при проведении медико-социальной экспертизы гражданину и установлении факта наличия у него инвалидности специалисты бюро разрабатывают индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), в которой определяют формы, сроки и объемы мероприятий по профессиональной реабилитации.
Форма индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида утверждена приказом Минтруда России № 528н от 31.07.2016 «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», содержит перечень мероприятий профессиональной реабилитации или абилитации.
Содержание мероприятий профессиональной реабилитации формируется с учетом комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, на основе анализа его клинико-функциональных данных и в соответствии с его потребностями, кругом интересов, уровнем притязаний, социальным статусом и реальными возможностями рынка труда региона.
В ИПРА инвалида специалисты учреждений медико-социальной экспертизы формируют заключение о нуждаемости или не нуждаемости в проведении инвалиду следующих мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации:
- профессиональная ориентация;
- рекомендации по условиям организации обучения;
- содействие в трудоустройстве;
- рекомендации по трудоустройству.
1. Профессиональная ориентация. В соответствии с «Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов» профессиональная ориентация включает:
- Профессиональное информирование инвалида заключается в ознакомлении инвалида с современными видами производства, состоянием рынка труда, видами труда, различными профессиями и специальностями, формами и условиями их освоения; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями трудоустройства, профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
- Профессиональное консультирование инвалида заключается в оказании помощи инвалиду в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональное консультирование включает в себя:
- определение имеющейся проблемы в области профессионального самоопределения;
- снятие тревожного состояния;
- выявление круга склонностей и сферы профессиональных интересов;
- выяснение необходимости расширения профессиональной информированности;
- оказание помощи в разработке профессиональных планов и профессиональных маршрутов;
- коррекцию неадекватных профессиональных планов.
- Профессиональный подбор применительно к инвалиду предполагает подбор инвалиду профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть учтены его интересы, склонности и способности, реализована остаточная трудоспособность, а также учтены показанные и противопоказанные виды и условия труда в соответствии с ИПРА, т.е. профессий/специальностей, в которых он может быть конкурентоспособен на рынке труда.
- Профессиональный отбор заключается в определении степени профессиональной пригодности инвалида к конкретной профессии/специальности (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями и с учетом показанных и противопоказанных видов и условий труда в соответствии с ИПРА. В процессе профотбора устанавливается соответствие психологических, психофизиологических особенностей инвалида, его профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация может реализовываться в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, в сфере образования и в государственной службе занятости населения.
2. Рекомендации о нуждаемости или не нуждаемости в специальных условиях организации обучения формируются специалистами медико-социальной экспертизы с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Минтруда №1024н от 17.12.2015 г.), носят рекомендательный характер для самого инвалида и обязательный к исполнению для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (ст. 11 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальные защиты инвалидов в РФ»)
3. Рекомендации по трудоустройству формируются специалистами медико-социальной экспертизы, вносятся в индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалидов и включают в себя:
- Рекомендации по доступным видам труда;
- Рекомендации по трудовым действиям, выполнения которых затруднено.
- Рекомендуемые условия труда.
Содержание рекомендаций по трудоустройству должны соответствовать положениям следующих нормативно-правовых актов:
- Классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Минтруда России № 1024н от 17.12.2015;
- Гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов – СП 2.2.9.2510-09, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30;
- Федеральному закону № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда»;
- Методическим рекомендациям по перечню рекомендуемых видов трудовой деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Минтруда России № 515 от 04.08.2014.
Рекомендации по трудоустройству в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов носят рекомендательный характер для самого инвалида и обязательны к исполнению для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (ст. 11 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»)
4. Содействие в трудоустройстве. Специалисты медико-социальной экспертизы делают заключение в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида о нуждаемости или не нуждаемости в содействии инвалиду в трудоустройстве. Услуга по содействию в трудоустройстве инвалида реализуется государственной службой занятости населения.
Второй этап трудоустройства инвалидов реализуется государственной службой занятости населения (ГСЗН) в форме постановки их на учет в территориальном органе исполнительной власти в области содействия занятости. В соответствии со ст.3 «Закона о занятости населения» «…Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (статья 3).
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов» содействие в трудоустройстве включает:
Консультирование и информирование инвалидов по вопросам трудоустройства;
- Содействие в поиске подходящей работы;
- Трудоустройство на открытом рынке труда;
- Трудоустройство на дому;
- Поддерживаемое трудоустройство.
В Приказе Минтруда России от 13.11.2012 № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» содействие в трудоустройстве включает ряд административных процедур:
- Анализ сведений о безработном гражданине (в том числе инвалиде).
- Информирование безработного гражданина (в том числе. инвалида) о положениях Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"; о правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; о положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.
- Подбор безработному гражданину (в том числе инвалиду) подходящей работы.
- Согласование с безработным гражданином (в том числе инвалидом) вариантов подходящей работы.
- Предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы безработному гражданину (в том числе инвалиду):
- Предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации;
- направления на работу по смежной профессии (специальности);
- вариантов оплачиваемой работы;
- предоставления иных государственных услуг в области содействия занятости населения.
В Приказе Минтруда России № 515 от 04.08.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» содержатся конкретные рекомендации по повышению эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов с учетом нарушенных функций организма.
Третий этап трудоустройства инвалидов - профессиональная адаптация, реализуется работодателем.В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов»производственная адаптация может включать в себя следующие услуги:
- Создание специально созданных условий труда (неполный рабочий день с предоставлением показанных видов труда; льготные нормы выработки; введение дополнительных перерывов; строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм; систематическое медицинское наблюдение; возможность полностью или частично работать на дому; оснащение рабочего места вспомогательными техническими средствами; другие особенности в условиях труда, указанные в индивидуальной программе реабилитации инвалида) в том числе в соответствии с изменениями в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", вступающими в силу с 1 января 2018 года, ст.13.1, п. 6, пп. 4.
- Создание специального рабочего места (оптимизация условий труда, режима труда и отдыха; обеспечение рабочего места специализированным основным и вспомогательным оборудованием; дополнительное обеспечение мер сигнализации и техники безопасности) в соответствии с Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», а также в соответствии с изменениями в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", вступающими в силу с 1 января 2018 года, ст.13.1, п. 6, пп. 3.
- Социально-психологическое сопровождение в процессе закрепления на рабочем месте с учетом индивидуальных возможностей инвалида (психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическая коррекция).
- Создание условий для надомного труда предполагает создание на дому показанных в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида условий труда, обеспечивающих рациональное трудоустройство и возможность выполнения инвалидами работы на дому.
Оборудование рабочего места инвалида производится в соответствии сПриказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».